HOME

Суфийские афоризмы

 

Суфии – это люди, которые предпочитают Бога всему остальному, так что и Бог предпочитает их всему остальному. 

Зун-н-Нун

Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя. 

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Суфий отсутствует для себя, но присутствует в Боге. 

Луджоири 

Суфий это день, не нуждающийся в Солнце, это ночь, не нуждающаяся в Луне или звезде, это небытие, которое не нуждается в Бытии. 

Абу'л-Хассан Али Ъл-Харакани

Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем 

Ал-Джунайд

Суфий отсутствует для себя, но присутствует в Боге. 

Худжвири

Суфий доволен всем, что делает Бог, дабы Бог был доволен всем, что делает суфий. 

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр 

   Одна из особенностей "друга Бога" (свя- того) заключается в том, что он не ведает страха, ибо страх есть предчувствие чего-либо нежелательного или ожидание будущей утраты. Святой печется лишь о данном мгновении. У него нет будущего, которого можно было бы опасаться. 

Традиционное изречение 

Суфий подобен земле, в которую бросают все нечистоты и из которой произрастает все прекрасное. 

ал-Джунайд

Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле – и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам – они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю – он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет. 

Байазид Бистами

Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: "Что бы у тебя ни было на уме – забудь это. Что бы ты ни держал в руке – отдай это. Какова бы ни была твоя судьба – предстань пред ней!" 

Абу Саид ион Аби-л-Хэйр

Суфий это тот, к кому ничто не привязано, и кто ни к чему не привязан. 

Нури 

Будь в этом мире странником, прохожим, чья одежда и обувь запылены. Иногда ты сидишь в тени дерева, иногда ты идешь через пустыню. Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.

Хадис

"Дервиши" это термин, указывающий на священную нищету: "нищий это не тот, в чьей руке нет пропитания, а тот, чья природа лишена желаний". 

Худжвири

Суфизм означает, что ты ничем не владеешь, и ничто не владеет тобой. 

Сумнун

Только рабы (Бога - ред.) свободны!

Хавиз

Знай, что научившись избавлению от себя, ты достигнешь Возлюбленного. Нет иного секрета, и мне не ведомо ничего, кроме этого. 
ал-Ансари 

Некий человек обратился к Абу Али ад- Даккаку: "Я пришел к тебе издалека". Али ад-Даккак ответил: "Обретение знанйй пути не имеет никакого отношения к пересечению великих пространств или к странствиям. Отступи от себя хотя бы на единый шаг и твоя цель будет достигнута". 

Абу Али ад-Даккак 

Я увидел моего Господа во сне и спросил: "Как мне найти Тебя?". Он отвечал: "Покинь себя и приходи!"

Байазид Бистами

Ои путешествует с тем, кто ищет Его, и, взяв искателя за руку, Он подвигает искателя отправиться иа поиски Себя. 

ал-Ансари

Ищи скрытое пламя на своей собственной земле... Недостойно человека одалживать свет где-либо еще. 

ал-Халладж

Когда Истина укореняется в сердце, то опустошает его от всего, кроме Себя. 

ал-Халладж 

Бог ревнив, и один из знаков Его ревности заключается в том, что Он не прокладывает иного пути к Себе, кроме как через Себя. 

ал-Халладж 

Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, неблагочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога. 

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Носи одежду, какую носят люди и ешь то, что едят они. Но внутренне будь к ним непричастен. 

Абу 'Али ал-Даккак 

Одиночество в толпе: во всей своей внешней активности внутренне оставайся свободным. Научись не отождествляться с чем бы то ни было. 

'Абд'л-Халик Гидждувани

 Шибли обратился к Джунайду, чтобы тот стал его учителем, и сказал: "Тебя порекомендовали как специалиста по жемчугу (просветление и мудрость). Либо дай мне жемчуг, либо продай его". "Если я его стану продавать, у тебя не хватит денег; если я дам его тебе, то, получив его легко, ты не поймешь его ценность, – отвечал Джунайд. – Поступи как я: ныряй головой вперед в Море, и если будешь ждать терпеливо, то обретешь свой жемчуг". 

ал-Джунайд

Ищи, какова бы ни была твоя ситуация. О жаждущий, постоянно ищи воду. Наконец придет время, когда ты достигнешь источника. 

Руми

Это тяжкое заблуждение – воображать, что обретешь что-либо, или нечто будет раскрыто тебе относительно Пути без постоянных усилий с твоей стороны. 

Абу Утман ал-Хири

То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это. 

Байазид Бистами

Всякий, кто верит, будто может достичь Бога своими собственными усилиями, трудится понапрасну. Всякий, кто верит, что может достичь Бога без усилий,– лишь следует по дороге благих намерений. 

Абу Саид ал-Харраз

Когда ты думаешь, что нашел Его, в это самое мгновение ты падерял Его. И ког- да ты думаешр, что потерял Его, тогда ты находишь Йго. 

Абу Саид ибн Аба-л-Хэйр

И если он закрывает пред тобой все пути и проходы, Он покажет тебе тайную лазейку, о которой никто не знает. 

Руми

Путь и врата не нужны, когды ты узрел свою цель. 

Худжвири 

Все в мире существования имеет конец и цель. Конец это зрелость, а цель – свобода. Например, плод растет на дереве, пока не созреет, а затем падает. Созревший плод олицетворяет зрелость, а плод упавший – свободу. 
Конечная цель – возврат к первоистоку. Все, достигшее первоистока, достигло своей цели. Крестьянин сеет зерно в землю и ухаживает за ним. Оно начинает прорастать, приносит урожай, а затем опять становится зерном. Оно вернулось к своей первозданной форме. Круг завершен. Завершение круга существования есть свобода. 

Насафи

 
Составитель и переводчик
Леонид ТИРАСПОЛЬСКИЙ 
Вход на главную страницу
Hosted by uCoz