HOME

Даосские притчи

О петухе

Цзи Синцзы тренировал бойцового петуха для чжоуского царя  Сюаньвана. Через десять дней [царь] спросил:

-Готов ли петух к бою?

– Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится.

Через десять дней [царь] снова задал [тот же] вопрос.

– Пока нет. Еще бросается на [каждую] тень, откликается на [каждый] звук.

Через десять дней [царь] снова задал [тот же] вопрос.

– Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край.

 Через десять дней [царь] снова задал [тот же] вопрос.

– Почти [готов]. Не встревожится, пусть даже услышит [другого] петуха. Взгляни на него – будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух – повернется и сбежит.


Небытие

Свет спросил у Небытия:

– Учитель, Вы, существуете или не существуете? – Но не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик: темное, пустое. Целый день смотри на него – не увидишь, слушай его – не услышишь, трогай его – не дотронешься.

– Совершенство! – воскликнул Свет. – Кто мог бы еще достичь такого совершенства! Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Небытие, как оно этого достигло?


Встреча двух учителей

Конфуций увиделся с Лао-цзы. Тот только что вымылся и, распустив волосы, сушил их, недвижимый, будто не человек. Конфуций подождал удобного момента и вскоре, когда Лао-цзы его заметил, сказал:

– Не ослеп ли я, Цю? Верить ли глазам своим7 Только что Вы, Преждерожденный, своей телесной формой походили на сухое дерево, будто оставили все вещи, покинули людей и возвысились, как единственный.

– Я странствовал сердцем в первоначале вещей, – ответил Лао-цзы. – Что это означает? – спросил Конфуций,

– Сердце утомилось – не могу познавать, уста сомкнулись – не могу говорить. Но попытаюсь поведать тебе об этом сейчас/ В крайнем пределе холод замораживает, в крайнем пределе жар сжигает. Холод уходит в небо, жар движется на землю. Обе силы, взаимно проникая друг в друга, соединяются, и все вещи рождаются. Нечто создало этот порядок, но никто не видел [его телесной] формы. Уменьшение и увеличение, наполнение и опустошение, жар и холод, изменения солнца и луны, – каждый день что-то совершается, но результаты этого незаметны. В жизни существует зарождение, в смерти существует возвращение, начала и концы друг другу противоположны, но не имеют начала, и когда им придет конец, неведомо. Если это не так, то кто же всему этому явился причиной? – Разрешите спросить, что означает такое странствие? – задал вопрос Конфуций.

– Обрести такое странствие – это самое прекрасное, высшее наслаждение. Того, кто обрел самое прекрасное, кто странствует в высшем наслаждении, назову настоящим человеком, – ответил Лао-цзы.

– Хотелось бы узнать, как странствовать? – спросил Конфуций, – Травоядные животные не страдают от перемены пастбища. Существа, родившиеся в реке, не страдают от перемены воды. При малых изменениях не утрачивают своего главного, постоянного. Не допускай в свою грудь ни радости, ни гнева, ни печали, ни веселья, Ведь в Поднебесной вся тьма вещей существует в единстве. Обретешь это единство и станешь со всеми ровен, тогда руки и ноги и сотню частей тела сочтешь прахом, а к концу и началу, смерти и жизни отнесешься, как к смене дня и ночи. Ничто не приведет тебя в смятение, а меньше всего – приобретение либо утрата, беда либо счастье. Отбросишь ранг, будто стряхнешь грязь, сознавая, что жизнь ценнее ранга. Ценность в себе самом, и с изменениями не утрачивается. Притом тьме изменений никогда не настанет конца, и разве что-нибудь окажется достойным скорби? Это понимает тот, кто предался пути!

– Добродетелью Вы, учитель, равны Небу и Земле, – сказал Конфуций.

– Все же позаимствую Ваши истинные слова для совершенствования своего сердца. Разве мог этого избежать кто-нибудь из древних благородных мужей ?

– Это не так, – ответил Лао-цзы, – Ведь бывает, что вода бьет ключом, но она не действует, эта способность естественная. Таков и настоящий человек. Он не совершенствуется, а ничто не может его покинуть, Зачем совершенствоваться, если свойства присущи ему так же, как высота

– небу, толщина – земле, свет – солнцу и луне?

Выйдя от Лао-цзы, Конфуций поведал обо всем Янь Юаню и сказал:

Я, Цю, в познании пути подобен червяку в жбане с уксусом. Не поднял бы учитель крышку, и я не узнал бы о великой целостности неба и земли.


Истинный путь

Конфуций обратился к Лао-цзы; – Ныне, на досуге, дозвольте задать вопрос: [в чем] истиный путь?

– Воздерживайся от соблазнов и освобождай свое сердце, очисти до белизны снега свой разум, разбей свое знание. Ведь путь глубок, его трудно описать словами. Поведаю тебе о его очертаниях, – ответил Лао-цзы.  -Светлое-светлое рождается из темного-темного; обладающий порядком рождается из бесформенного. Духовное – из пути, телесное – из мельчайшего семени, а все вещи друг друга порождают с помощью телесной формы. Поэтому обладающие девятью отверстиями рождаются из чрева, обладающие восемью отверстиями – из яйца. Их появление не оставляет следов, их исчезновение не имеет границ: нет ни ворот, ни жилищ, а лишь открытое со всех четырех сторон величайшее пространство. У того, кто это постиг, руки и ноги становятся крепкими, ум проницательным, слух – тонким, зрение – острым. Он мыслит без усилий, откликается всем вещам без ограничений.

Небо не может не быть высоким, земля не может не быть широкой, солнце и луна не могут не двигаться, вся тьма вещей не может не расцветать – не таков ли естественный путь каждого? К тому же, мудрый определил, что многознающий вряд ли обладает знанием, а красноречивый вряд ли прозорлив. Определение мудрого сохранится, ведь прибавляй к нему – не прибавишь, убавляй от него – не убавишь. Глубочайший, он подобен океану, величайший, он кончится, возвратившись к началу. Держаться вне всей тьмы вещей, вмещая их неистощимую способность к движению, таково учение благородного мужа. Вместе со всей тьмой вещей исчерпывать способности и не истощаться – таков этот путь.

В Срединных царствах есть человек, который не подвержен ни силе жара, ни силе холода, обитает между небом и землей. Только временно он человек и скоро вернется к своим предкам. Если наблюдать за ним с самого начала, с рождения, увидим вещь студенистую, обладающую голосом. Есть ли какое-либо различие между тем, проживет ли долго, умрет ли преждевременно? Ведь речь идет всего лишь о мгновенье! Стоит ли рассуждать о том, кто был идеальным, а кто порочным – Высочайший или Разрывающий на Части?


Вход на главную страницу
Hosted by uCoz